Интервью с Рэнди

Мое первое 45-минутное интервью с Рэнди состоялось 14 августа 1981 года. Помню, когда я слушал Blizzard of Ozz, я думал, насколько крут этот парень. Он обладает прекрасной техникой, хорошо выстраивает композицию, играет с чувством, и, кроме того, прекрасный стилист. Прослушав первую сторону пластинки я понял, что у меня появился новый гитарный кумир. Потом мы еще несколько раз общались по телефону. Это интервью - компиляция наших с ним бесед.


Вы - один из тех редких музыкантов, чья игра поражает уже при первом прослушивании.
Спасибо, приятно слышать. Я играю уже 18 лет, но начал чувствовать музыку только, когда сам начал учить музыке. Люди обычно хотели выучить какие-то фишки любимых гитаристов, для начала это нормально. А потом я подумал: "Подождите-ка, нужно же иметь и свой собственный стиль". И я начинал комбинировать то, что они хотели выучить, с какими-то техническими и теоретическими находками. Сам я никогда копированием не занимался, по одной простой причине - у меня никогда не было проигрывателя. Поэтому, когда я начал учить людей, я не хотел, чтобы они занимались повторением чужого слишком долго.

А откуда вы взяли свои гитарные фишки?
Обнаружил в процессе игры.

Но до того, как начать учить, вам необходимо было самому чему-то научиться.
Я вам скажу, что сам научился многому, обучая. Меня спрашивали об аккордовых прогрессиях, и мне приходилось разбираться в гаммах. Иногда мне задавали вопрос, на который я не знал ответа, и тогда я разучивал сам кое-какие фишки, чтобы найти ответ. Каждый день, от каждого ученика я узнавал что-то новое, это было здорово.

Но вы должны были знать гаммы, аккорды.
Ну, я знал кое-что, потому что играл до этого. Я в основном зацикливался на гитарной "пиротехнике", пока наконец не понял, что нужно еще кое-чему научиться.

Я всегда считал, что для того, чтобы кого то обучить, нужно самому разбираться в материале.
Верно. Когда ты пытаешься объяснить что-то ученику, сам начинаешь разбираться в материале.

Как и почему вы начали играть на гитаре?
Мне всегда это нравилось. Я начинал играть на старом побитом акустическом Gibson'е.

У вас были кумиры? Вы хотели "быть кем-то"?
Нет. Да и сейчас у меня нет кумира. Есть просто люди, которых я уважаю.

И вы брали в руки инструмент не думая про себя "хотел бы я играть с "the Who"?
Когда я начал въезжать в рок, моим единственным кумиром был Элвис Пресли.

Похоже, рок-ролл не был вашей мечтой.
До 12-13 лет - нет. А потом я въехал в эту музыку, и понял, что хочу этим заниматься. Прикольным был первый выход перед людьми. Это было в Burbank, парни приходили, играли джемы. Я подумал, что тоже хочу попробовать. Я поиграл немного, и люди мне захлопали. Я был потрясен.

Вы играли блюзовые джемы?
Да. Я взял несколько уроков. Мой друг показал мне основные блюзовые гаммы, и их привязку к аккордам. Ну, и я кое-что к этому добавил.

Но сами вы блюз не слушали?
Нет. Откровенно говоря, это тупиковый путь. Ну, выучил ты какую-нибудь фишку - и что дальше? Как ты ее будешь использовать в своих песнях?

То есть, вы никому не подражаете? Большинство людей проходит через эту стадию.
Хотелось бы, чтобы это было так. Но даже сейчас все в моей жизни происходит так быстро, что я не успеваю понять, чего же я действительно хочу. Например, когда я играю на концертах свой сольный номер, я использую те же фишки, что и Eddie Van Halen, и это мне совершенно не нравится. Это трюки, которые нравятся детям. Я хотел бы располагать временем, чтобы научиться играть то, что никто не играет. Но это наверняка займет несколько лет.

Вы можете гордиться тем, что делаете?
Нет. Мы пытаемся сделать что-то стоящее. То, чего хочет публика от нас - это пятиминутный сольный номер, когда Tommy (Aldridge) начинает солировать, а я продолжаю. Те люди, для которых мы играем, в большинстве своем не интересуются музыкальной стороной. Если бы я играл классику, их бы это не впечатлило - им нужен долбеж. У Ozzy своя публика, и большинство слушателей хочет только рок-н-ролла. Я пытаюсь играть какие-то классические вещи, беру уроки, но все это, в общем-то, не вписывается в нашу нынешнюю программу. Поэтому мой сольный номер состоит в основном из трюков.

Вы начали играть в группе в 13 лет?
Вряд ли можно назвать это так. Моя первая настоящая группа называлась Quiet Riot. Мне было 16 или 17 когда мы начали.

Кто-нибудь сейчас оказывает на вас музыкальное влияние?
Меня многое вдохновляет, сложно выделить что-то особо. Я люблю и классику, и блюз-рок.

А почему классика?
Она мне нравится. Классические произведения очень техничны.

Вы достигли совершенства?
Никогда этого не говорил. Я просто хороший музыкант.

У вас очень беглая техника левой руки. Вы много практикуетесь?
Я играю все время. Но когда мы в турне, я играю меньше, чем обычно.

Долго ли вы практиковались в легатной технике?
Нет, я просто очень много играл. Ну, и учил других, конечно. Я преподавал 8 часов в день, 6 дней в неделю. Полтора часа на каждого студента.

Какого возраста?
Любого. Были дети, подростки, взрослые. Когда играешь весь день, техника улучшается.

Вы читаете ноты?
Да, но я не могу играть "с листа". Я разбираю ноты, обдумываю их и только потом начинаю играть.

А как вы соотносите всю хэви-металлическую гитарную пиротехнику с классикой?
Я думаю, это здорово. Послушайте Deep Purple, там очень много классики. Это хэви-метал, но очень мелодичный.

Это совместимо - играть хард-н-хэви и классику?
Почти весь хэви-метал построен на минорных тонах. Это не слишком мелодично. Поэтому в соло я использую минорные гаммы и уменьшенные аккорды, которые сами по себе звучат, как нечто классическое. Я ищу подохдящие ноты и в большинстве случаев они напоминают звучанием классику.

Обычно рок-музыканты не любят классику и наоборот. Вместе с тем, Beck, Page, Leslie West, играют прекрасные акустические этюды.
Leslie West был одним из моих любимых музыкантов. Он играл много классики, и чувствовалось, что он въезжает в то, что делает. Beck также один из моих любимцев. Они не кумиры, но мне нравится то, что они играют. Beck и Michael Schenker - он тоже очень "классичен".

Вы преподавали вплоть до встречи с Оззи?
Да, и играл с Quiet Riot. Rudy также играл у нас на басу. Мы часто выступали в L.A. Мы к тому времени уже выпустили два альбома в Японии, на CBS/Sony. Я преподавал, затем практиковался сам, и еще играл с группой. А потом я получил предложение и согласился.

Как вы получили это приглашени?
Достаточно странно. Dana Strum, басист местной группы, прослушивался у Оззи. Они также искали гитариста. Я даже не знал об этом. Никогда не участвовал ни в каких прослушиваниях - мне и без того забот хватало.

Quiet Riot могли стать "вашей" группой?
Не знаю... Раньше мне казалось, Quiet Riot могли бы, но сейчас, когда я ушел, я понимаю, что этого бы не было. Я все время рос, только не понимал этого. В нынешней группе гораздо больше места для гитары, чем в Quiet Riot. Оззи прослушал кучу гитаристов, и мне сказали, что Оззи слушает любого, и ему нравится, как я играю. Мне сказали "Ты должен пойти на прослушивание". Сначала я говорил "Я не знаю, я не смогу этого сделать". Я думал, что это обидит мою группу.

Вам нравились Black Sabbath?
Честно говоря, я не был большим фэном Sabbath. Они были достаточно круты, и делали свое дело хорошо. Я уважаю это. Не будем вдаваться в подробности, но я не был их фэном. В любом случае, я волновался перед прослушиванием, потому, что никогда не прослушивался. Когда я пришел Оззи удивленно сказал: "У всех парней были Marshall'ы и Echoplex'ы". А я принес маленький усилитель. Я начал настраиваться и он сказал: "Ты получил работу". Я даже ничего не сыграл, а в студии не было музыкантов, чтобы поджемовать.

Вы даже ничего не сыграли?
Нет, только настроился и бацнул пару риффов, а он сказал: "Ты получил работу". Я охренел и подумал "Он же меня даже не послушал".

Как вы думаете, почему он выбрал вас?
Не знаю. Может быть, он искал специфический саунд, и другие музыканты его не устраивали. А я не слишком выделывался. Я начал с нескольких флажолетов, делал все достаточно спокойно... Не знаю.

Как скоро после турне вы начали записывать альбом?
Через несколько месяцев я отправился в Англию.

Вы довольны Blizzard?
Да. Он спонтанный. Когда у нас было желание, мы работали на ним. А нет - так и нет. Мы не знали, чего мы ищем. Мы просто работали вместе. Все сделано на вдохновении. Одна часть переходит в другую. Это просто наши идеи, собранные вместе.

Ваши любимые вещи на альбоме?
"Revelation" и "Mr. Crowley." В них очень много классики.

У вас есть особый подход к соло?
Да. Я думаю о тональностях и гаммах. Я припоминаю теорию, затем думаю, что я хочу получить и какую гамму следует использовать.

Как много на альбоме вашей музыки, и как много - музыки Оззи?
Здесь все наше.

Сам Оззи играет на каком-нибудь инструменте?
Нет. Обычно это комбинация его мелодии и моих риффов. Правда. Он что-нибудь мычит себе под нос, а я говорю, "У меня есть аккорды на эту вещь"

Ну, например?
"Goodbye to Romance". Еще "Mr. Crowley". Сотню раз, когда я разминался, он говорил "Мне нравится, можешь запомнить?" А поскольку я не мог запомнить, мы начинали играть сразу, и так создавали песни.

Вы живете в Англии?
Нет. Я прожил там два года, мы записали два альбома. Я так долго был вдали от дома. За это время я был дома только две недели.

Сколько вам было, когда вы начали?
22.

Вы работаете над саундом?
В студии? Нет. У меня никогда не было заморочек типа "какой саунд использовать". Я использую старый Peavey, динамики Altec, Distortion Plus и эквалайзер. Я думаю, все зависит от того, что играть.

Как вы опишете свой способ извлечения звука?
Сначала учишься приглушать струны, затем выходишь на сцену и делаешь это громко - вот и все. Вся техника в руках. Флажолеты... Сложно объяснить.

Дайте мне урок гитарной техники.
Я заставляю своих студентов играть легато вверх и вниз по грифу, всеми пальцами, через все лады и на каждой струне. Начинаем с первого лада вниз на каждой струне, на следующем ладу - вверх, затем опять вниз. Занимаясб каждый день вы увеличите сил пальцев.
Затем играйте это через усилитель.
Старайтесь делать все чисто и без грязи.

Что насчет правой руки?
Практика. Сыграйте несколько нот обычно, затем переменными (вверх-вниз) ударами медиатора. Не думайте, что все получится сразу. Создавайте свой стиль. Это важно.

Вы заставляете себя трудиться?
Лениться нельзя. Нужно хотеть играть. Нужно любить гитару, как я. Я всегда боялся всяких конкурсов из-за того, что кто-то мог сыграть лучше меня. Поэтому я учился у всех сразу.

Сейчас вы играете лучше, чем год назад?
Я приобрел опыт. Год назад я больше практиковался, у меня было больше времени. Сейчас мой стиль меняется. Я научился играть на концертах.

Поговорим о гитарах.
У меня кремовый Les Paul '64 и черный Les Paul '57 с тремя звучками. Есть Flying V, сделанный Карлом Сандовалом (Carl Sandoval). Он работал на Charvel, а затем начал свой бизнес. На Flying V стоят звучки DiMarzio Distortion Plus и DiMarzio PAF. Еще есть Charvel с звучками Seymour Duncan Distortion.

А какой переключатель на Charvel?
Только переключатель звучков. На Charvel все от Charvel. На Flying V все от Fender. На Gibson все фирменное, кроме машины - это Schaller. Charvel только что сделали мне три новые гитары, дизайн одной из них мы делали совместно. Она прекрасно строит, и, кстати, там нет переключателя тремоло. Я уже вышел из этого возраста. Когда парень хочет играть на гитаре, он первым делом покупает гитару с тремоло и начинает дрочить его туда-сюда. Конечно, это прикольно, но я этим не пользуюсь.

Что вы ищете в гитаре?
Узких ладов. На широких я просто не могу играть. Любая гитара, которую я заказал или купил, имеет узкие порожки, почти как на акустике.

Вам нравится умножать звук?
Да, но я люблю и звук Страта. Как раз сейчас я ищу старый Страт.

Струны и медиаторы?
Обычные струны GHS. В Англии я использую Picatto, не слишком тонкие. Обычно .010 или .011 и медиаторы средней толщины. Мне нравятся струны GHS потому, что у них хороший металлический звук, по мне.

Примочки?
MXR Distortion Plus, MXR Equilizer, Crybaby Wah, MXR Chorus, MXR Flanger, Korg Echo.

Вам не кажется, что состав группы (трио) не дает Вам развернуться?
Нет, я могу делать и больше.

Вас не напрягает, что в группе только одна гитара?
Совсем нет. Есть же еще и клавиши, они тоже играют важную роль. Мне нравится звук двух гитар, но это не для меня. Это ограничивает, а я люблю свободу.

Вас не удивляет Ваш путь? Вы начинали с учителя ($8 за полчаса), затем Quiet Riot, затем большая сцена с Оззи.
Это так необычно. Наверное, до меня это еще не дошло. Я все еще живу прошлым. Я пытаюсь повзрослеть, но пока не удается. Я даже не знаю кто я и что я. Все происходит так быстро, что я этого даже не понимаю.

Вам не кажется, что это "через край"?
Нет. У меня долгий путь впереди. Оззи мне очень помогает. Вроде как учит меня.

Чему например?
Всему. Рассказывает мне о звукозаписывающих компаниях, о публике. Предупреждает о многом.

И чему он вас научил о концертах?
Движению. Моя прежняя группа всегда старалась завести толпу, и все, что мы делали для этого - прыгали и скакали. От Оззи я узнал, что если ты крут, тебе не нужно этого делать. Сейчас я двигаюсь по сцене только потому, что я хочу этого, а не потому, что мне нужно это делать.

В чем ваша сила и ваша слабость?
Хороший вопрос. Меня никогда об этом не спрашивали. Моя слабость в неосмотрительности. Если звук не слишком хорош, меня начинает плющить. Так что звук - это тоже моя слабость. Плохой звык уничтожает меня. Моя сила в том, что я хочу стать лучше. Я хочу, чтобы люди знали меня, как гитариста. Моя сила в целенаправленности. Я не собираюсь просто гордиться собой. Моя подруга отвлекает меня от всего этого. Это правда. Только она может отвелчь меня от инструмента, а этого никогда не было раньше.
В общем это неплохо, потому. что люди в конце концов лучше, чем инструменты. Но в этом и моя сила. Не знаю...
Ладно, проехали, дальше.

Вы планируете улучшать свое мастерство?
Честно говоря, я хочу вернуться к практике. Сейчас все это - постоянная гонка, без перерывов. Когда есть перерыв, я стараюсь вернуться к учебе, преподаванию, стараюсь брать уроки. В Англии я брал уроки классики. И если будет свободное время я вернусь туда и буду продолжать брать уроки. Да, я хочу быть лучше.

Представьте себе свои 5 дальнейших лет.
Пять дальнейших лет? Я хочу, чтобы люди узнали меня, как супер-гитариста. Я хотел бы сделать, что-нибудь более инструментальное, может быть, сольный альбом. Мне нравятся многие стили.

Несколько имен в расчете на вашу реакцию: John McLaughlin?
Фантастическая техника, но мне не нравится этот стиль.

Allan Holdsworth?
Он крут. Прекрасно ориентируется в джазовых гаммах и может найти гамму даже там, где ее найти нельзя.

Andy Summers из Police?
Никогда не слушал его внимательно.

Pat Metheny?
Он мне нравится. Его акустические номера потрясающи.

Чье мастерство вам близко?
Leslie West. Играет с чувством, мощно и вкусно. Beck, он может сыграть все, что угодно, хотя я редко слышу его быстрые вещи. Blackmore с его выразительностью. Мне нравится B.B. King. Michael Schenker. Ronnie Montrose и Edgar Winter. Мне нравится, как он тянет ноты, у меня так никогда не получится. Earl Klugh. Steve Lukather. Английские гитаристы 70-х, их звук немало на меня подействовал.

Что вы слушаете?
Не напрягающую музыку. Музыку, о которой не нужно думать. Я не слушаю музыку, чтобы получить что-то от нее. Я слушаю музыку, чтобы расслабиться. Это легкий джаз и классика.

Вы слушаете Ozzy Osbourne?
Никогда. Я не люблю слушать себя.

Вы из музыкальной семьи?
Мои родители - учителя музыки. У моей матери есть школа, в которой я преподавал. Мои братья и сестры - музыканты. Мама меня все время подталкивала. Она знала, что из меня что-то получится. Она помогла мне с работой и с оборудованием.

Вы планируете учиться в колледже?
Я закончил школу, и лишь потом начал играть. Но вообще я не против.

Как много времени прошло между Diary и Blizzard?
Восемь месяцев. Diary сейчас годик.

Вы уделил Diary столько же внимания как Blizzard?
До первого альбома мы никогда не играли вместе. Все происходило одновременно - мы собирали группу, писали песни и записывались в студии. Поэтому на первом альбоме столько энергии. При записи второго альбома мы постарались это воспроизвести. Но больше внимания мы уделили написанию песен. А первый альбом был: "Врубай на полную и вперед".

Гитара на Diary немного грязновата.
По мне весь альбом немного грязноватый. У нас не было достаточно времени. Материал блестящий, но я не сообразил сразу, что мне нужно играть. У меня не было времени, чтобы что-то придумать. Все случилось так быстро. Мы записали первый альбом, сделали тур, вернулись и записали второй. На все не ушло и года.

Что-нибудь еще о Diary of a Madman?
Есть крутые вещи. Вас интересует гитара?

Да.
"Over the Mountain" и "Diary of a Madman" хороши. Мне нравится и "Flying High Again."

Вы работали над соло?
Нет, мы в основном джемовали. Когда записывали первый альбом, у меня было время посидеть, подумать и решить "Мне не нравится это соло, я ищу не это". На Diary я все делал прямо в студии. У меня даже не было времени сообразить, чего я ищу. Если бы у нас было время, возможно, альбом был бы другим. Мы могли бы отрепетировать песни. А получалось так, что мы разрабатывали заготовку и бежали в студию.

Вас немного плющит от того, что вы не получили, что хотели?
Некоторые песни. На "Little Dolls" мне вообще не пришлось сыграть соло. Это черновой вариант. Я просто сыграл несколько нот там, где должно было быть соло. Нам страшно не хватало времени потому, что мы должны были ехать в Америку и начинать тур.

К следующему альбому Вы подготовитесь получше?
Лишь бы не было спешки. Я хочу быть готов к работе в студии.

Несколько лет назад вы сказали, что первый альбом был хорош, а третий будет еще лучше.
Наверное. Второй альбом - этой мой переходный во всех смыслах возраст. Многие вещи потеряли для меня прежнее значение. Мне нравится "Diary" и "Over the Mountain." Еще "Rock and Roll." Все остальное немного примитивно.

Зная это, вы вырабатываете свой стиль? Знать, куда вы хотите идти - это одно. Вы что-ибудь делаете в этом направлении?
Большая часть моего стиля будет состоять из мелодической линии. Когда я брал уроки классики, я получил много идей, которые можно превратить в соло. Я все надеюсь, что смогу снова учиться. Сейчас я чувствую, что мне нужно что-то абсолютно новое. Гаммы. Источники. Когда играешь одно и то же - все надоедает.

Оззи говорил, что вы хотите найти учителя в дорогу.
Это было бы клево. Я думаю, это помогло бы мне держать себя в форме. Когда-нибудь я это организую. Сейчас я даже не знаю, чего хочу. Я устал от своей игры. Я беру гитрау и начинаю играть все те же старые вещи. Нужен какой-то стимул.
Что меняется от того, что я сейчас играю?
Я все думаю: "Если ты будешь сидеть с гитарой каждый день ты чего-нибудь да родишь". В общем-то, это верно, только это очень трудно сделать.

Eddie Van Halen запирался в чулане.
Я тоже это делаю. В дороге я могу просидеть в комнате, играя весь день. Но мне все же нужен учитель, который что-нибудь с меня требовал, домашнее задание.

Что вы делаете для музыкальной стимуляции?
Я всегда думал, что лучший способ разнообразиться - это поиграть с другими людьми. Тогда я смогу испробовать и узнать получше другие стили. Мое имя стало бы известно разным людям. Сейчас сделать это затруднительно. Ozzy Osbourne все-таки хэви-метал. Поэтому я и хочу изучить классическую гитару. Это абсолютно иное. Я привык брать уроки и учить других целый день, и был в постоянном контакте с музыкой. Каждый день появлялись новые идеи. А сейчас я специально пытаюсь найти что-нибудь. Я хотел бы поиграть джазовые вещи, типа Earl Klugh или Jean Luc Ponty. Я не задвинутый фанат хэви-метал, меня всегда привлекала мелодика. Я привык использовать акустическую гитару. Эта популярность меня понемногу разрушает.

Hosted by uCoz