Это непостижимо. Именно эта мысль вертелась у меня в голове, пока я делал эту подборку документов. Историю этого гитариста, оставившего лишь короткий след на песках времени, мы собирали по осколкам. Мы общались с его матерью, его учителем музыки, его коллегами по группе, его боссом и товарищем Оззи и другими людьми. И хотя мы общались с гитаристами, игравшими с Оззи после Рэнди, мы не смогли поговорить на эту тему с Джейком (Jake E. Lee), который нынче играет с Оззи в своем стиле - он прекрасно понимает, что Рэнди неповторим. Хотя Джейк охотно обсуждает свою игру с нашим журналом (Guitar World), он сдержанно говорит о предстоящем альбоме Оззи - Randy Rhoads live TRIBUTE.
В последнем интервью нашему журналу (GW Nov. '86), он рассказал об одном случае на концерте Оззи: кучка ребят оделась в майки с надписью "Randy Rules". Джейк сказал, что то, как они вырядились, просто напомнило Оззи о том, что он потерял друга. "Рэнди этого не оценит, да и я не оценил. Я рад, что кому-то нравится Рэнди, но не надо тыкать этим мне в лицо". Не удивительно, что Джейк мало что мог сказать об альбоме, кроме того, что Рэнди был крут.
То, что вы прочтете ниже - труд многих людей. Мы хотим выразить нашу благодарность Delores Rhoads, Ozzy и Sharon Osbourne, Kelly Garni, Billy Cioffi, John Livzey, Ann Summa, Brad Gillis, Rudy Sarzo, Scott Shelly, Susan Blond и всем фэнам Рэнди.
Взаимоотношения Оззи и Рэнди были весьма теплыми, так что ему и сейчас сложно вспоминать обо всем этом. Когда они повстречались, было мало поводов думать, что из этого получится нечто стоящее. В 1980-м металл был непопулярен, да и сам Оззи воспринимался многими, как агонизирующая рок-звезда, ставшая жертвой собственного имиджа. Ирония судьбы в том, что единственного человека, который дествительно спас Оззи как в личном, так и в профессиональном плане, больше с нами нет. Оззи собирается ныне почтить память Рэнди Роудза, выпустив концертный альбом Tribute.
"Я долго не хотел выпускать этот альбом" - сказал нам Оззи по телефону. "Я не хотел отпускать этот материал. Он долго был заперт в чулане. Я не хотел слушать его, я вообще ничего не хотел о нем знать. Конечно, есть куча бутлегов, записей сделанных на магнитофоны, спрятанные в носок. Обычно на этих записях мерзейший звук, ничего не разобрать. А мы сами тогда нечасто записывали наши концерты. Уж не знаю почему, но так получилось. Но эта запись вполне официальная, фактически, это единственная запись концерта Рэнди с нами. Да, мы сделали концертник, Speak of The Devil, но это саббатовские вещи. Этот концертник был выпущен по многим причинам, да и люди хотели концертный альбом, но меня тогда плющило и я решил, что никто не прикоснется к концертным записям Рэнди. Эта пленка пылилась в чулане много лет. Она была записана в 1981, где-то в Канаде, я не уверен насчет времени и места. Как я уже сказал, я просто не мог ее выпустить в свет. А потом мама Рэнди одобрила эту идею. Я надеюсь, что люди понимают, что я не пытаюсь заработать деньги на Рэнди. В общем, мы нашли эту пленку. Мы вообще не были уверены, что мы там услышим, поэтому мы просто не поверили ушам. Дело в том, что существует очень мало записей Рэнди, и это оказалось единственной хорошей записью выступления Рэнди. Все страхи о том, сможем ли мы выпустить эту запись, исчезли. На сцене Рэнди был самим собой. Я не знаю, насколько комфортно он чувствовал себя в студии, но его место было на сцене. Он играл все вещи абсолютно по-другому, и это было здорово, и на следующий вечер он играл их еще лучше.
Когда я ушел из Sabbath, я был в плохой форме, и думал, что все кончено. А потом я встретил Рэнди. Очень сложно быть певцом, и не играть на инструменте. Когда я пишу песню, я могу ее спеть, или промычать, но нужно, чтобы в мои идеи врубился кто-нибудь еще. Рэнди мог понять мою идею и превратить ее в нечто фантастическое. Когда он работал над 'I Don't Know,' я просто не мог поверить своим ушам. Я знал, что это должно звучать именно так, и он это играл.
Он был исключительным музыкантом, но и получал удовольствие от жизни. Если бы он был с нами, он был бы на переднем плане новаторской музыки. Незадолго до смерти он увлекся классической гитарой. Его игра была просто невероятной. Он въезжал в этот материал, и играл очень сложные вещи. Если бы он был жив, он играл бы то, что никто не мог бы сыграть. Очень много для меня связано с его смертью. Два года после его смерти я был зол на себя. Я ненавидел всех и каждого. Рэнди обладал невероятным талантом, и ушел, не раскрыв весь свой потенциал.
Шарон Осборн (Sharon Osboume) - супруга и менеджер Оззи, а также дочь президента Jet Records Дона Ардена (Don Arden). Впервые они с Оззи встретились в 1971, когда тот еще играл в Black Sabbath. Шарон хорошо помнит Рэнди Роудза и присутствовала при его смерти. Тогда еще очень мало людей видели Оззи и Рэнди, играющих вместе. Это был их первый большой тур по Америке. До этого они колесили по стране и играли где ни попадя, лишь бы их заметили.
Много раз нам говорили, что продано слишком мало билетов и просто отрубали всю аппаратуру. С большими городами - Бостон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и т.п. - проблем не создавали, но во всех этих маленьких городишках проблемы увеличивались. Но Рэнди терпеливо выносил все невзгоды. Наконец, мы смогли организовать этот тур, и мечтой Рэнди стало: сыграть в Madison Square Garden. И за две недели до этого мероприятия он погиб.
Просто невероятно, как они уживались с Оззи. Оззи вдоволь наездился с Black Sabbath, а Рэнди все это было незнакомо. Оззи тогда думал, что все закончено, а потом появился Рэнди. Рэнди любил шататься по городам. Где бы он ни был, он сначала проходился по магазинам, а потом отправлялся гулять по городу. Обычно рок-звезды просыпаются в 6 утра, отправляются на саундчек, затем возвращаются в отель или что-то типа этого. Рэнди был другим. Он жил полной жизнью 24 часа в сутки. В Англии Оззи и Рэнди снимали квартиру в Кенсигтоне и Рэнди постоянно бродил по окрестностям.
Он был самым продвинутым музыкантом, каких я когда-либо встречала. До самого последнего дня он работал с гитарой, разучивал новые гаммы. В те дни они с Оззи обсуждали возможность обучения Рэнди классической гитаре. Они постоянно работали вместе. После всех этих шоу мы садились в автобус, Рэнди брал гитару и они работали над риффами и песнями. Могло быть и так, что Оззи в 4 или 5 утра вскакивал и кричал "Рэнди, хватай гитару, у меня есть идея!".
Сейчас происходят какие-то безумные вещи. Рэнди бы сдох со смеху, если бы он все это видел, этот PMRC [Parents' Music Resource Committee, Родительский Комитет по Музыке, проверяющий тексты рок-песен]. Рэнди во всем видел веселье, хотя и был много взрослее своих лет.
Сейчас много непоняток с его гибелью, так что нужно кое-что прояснить. Ребята ехали во Флориду, чтобы сыграть на фестивале вместе с Foreigner. Нам предложили хорошие деньги и мы подумали "А почему бы и нет?". Всю ночь мы ехали во Флориду, и по дороге заехали домой к водителю - ему были нужны какие-то запчасти. Рядом было небольшое летное поле, самолеты, три домика. А потом выяснилось, что там жила его бывшая жена, которую он хотел взять с нами на концерт. В тот день мы с Оззи спали в автобусе, с нами были басист Rudy Sarzo, барабанщик Tommy Aldridge, Рэнди, менеджер тура, клавишник Don Airey и Рэчел - 56-летняя леди, повар и костюмер группы. Она тоже погибла в том самолете. В 7 утра водитель автобуса и Дон Эйри проснулись, и увидели самолеты. И тут выяснилось, что водитель автобуса еще и пилот. Дон попросил его прокатить, они немного полетали, приземлились. Тогда Дон пошел в автобус и начал всех будить, предлагая прокатиться. Все, кроме Рэнди и Рэчел отказались. Они взлетели, а потом вдруг самолет пошел вниз, полетел практически сквозь автобус и врезался в дом. Не осталось ничего - погибли и пилот, и Рэнди, и Рэчел. Мгновенно.
Для нас эта история в чем-то остается загадкой - дело в том, что Рэнди боялся летать! Он всегда нервничал, когда надо было куда-то лететь. Что могло заставить его сесть в самолет? Это будет мучать меня и Оззи до самой смерти. Мне кажется, что тут есть еще один момент. В полицейском отчете сказано, что у водитлея было найдено значительное количество кокаина, а кроме того, он вечером поссорился со своей бывшей женой... Так что он мог это сделать ей назло. В любом случае это был жуткий день.
Смерть Рэнди действительно была трагедией. Оззи хотел назвать концертный альбом Tribute (дань памяти), потому что так оно и есть. Он не предполагается для прокручивания по радио, нет - он для фэнов и он им покажет, что Рэнди мог делать. Он был многосторонним музыкантом. Хотя он играл хард-рок с Оззи и увлекался классической гитарой, его любимым альбомом на день смерти был Face Value Фила Коллинза. Он постоянно играл вещи с этого альбома. Когда Рэнди был с нами, это были лучшие времена и для Оззи, и для меня. Я знаю, что Оззи отдаст все, что угодно, чтобы вернуть это время. За свою профессиональную деятельность я повидала много рок-звезд, и скажу вам, что никто не из них работал так хорошо, как эта парочка.
На альбоме Blizzard Of Ozz есть вещь, которая выпадает из контекста резвой гитарной борзоты. "Dee" - сольная акустическая композиция с лирическими пассажами и милой гармонией. Эта пьеса открывает необычного Рэнди Роудза, каким бы он мог быть, если бы его жизнь не оборвалась так рано. "Dee" посвящена матери Рэнди, Делорес Роудз. Рэнди был везучим человеком. Немного родителей смогли бы раскрыть его потенциал так, как это сделала Делорес Роудз. Сама Делорес - музыкант, владелец музыкальной школы в Burbank, California. Она воспитала трех детей (Келли, Кэти и Рэнди), как мать-одиночка. Одна из черт, которые унаследовал от нее Рэнди - то, что нужно работать, чтобы получить то, что хочешь. В ходе этого интервью становится ясно, как Рэнди смог стать зрелым музыкантом в его юном возрасте.
Рэнди музыкально вырос в моей школе. Он начал играть очень рано, между 6 и 7 годами. В те дни мы начинали с ним с фолк-музыки и простых песен. Конечно, Рэнди этого было недостаточно. Однажды он подошел ко мне и сказал: "Мам, я действительно хочу играть на электрогитаре". У меня была старая Harmony, она была полу-акустической и почти с него размером. К счастью, тогда у меня был очень хороший учитель - Скотт Шелли (Scott Shelly). Он дал Рэнди очень хороший старт. Он заставлял его играть много гамм, заставлял его записывать гаммы в нотную тетрадь. Но спустя год Скотт пришел ко мне и сказал: "Я научил его всему, что знаю". Я тогда сказала: "Брось, ты меня дурачишь". Но это оказалось правдой. Тогда мы оставили уроки, и с того времени Рэнди занимался сам, он всегда говорил, что вырабатывает свой стиль. У нас тогда не было супер-примочек, ничего такого. Рэнди не особенно слушал других гитаристов, потому, что чувствовал что это дает ему шанс создать что-то свое. Он всегда говорил так своим студентам - "Будьте собой, вырабатывайте свой стиль, никого не копируйте".
С того момента, как он взял гитару, вся его жизнь сконцентрировалась вокруг этого. Позже, лет в 16, он уже начал преподавать в моей школе, и занимался этим вплоть до ухода к Оззи. Эти дни были временем Quiet Riot. Он преподавал, сам что-то разучивал, играл концерты - обычно, каждый уикэнд - и из-за этого проводил с гитарой много времени. Ему пришлось разучивать ноты - для того, чтобы играть в нашей школьной группе. Мы работали над этим, когда он был маленьким.
Я люблю музыку, и в общем, понимала его музыкальные потуги в Quiet Riot. Музыка сплотила их, между ними всегда были теплые отношения, дружба, взаимопонимание. Я всегда приходила послушать Рэнди, мне нравилась его игра. Где-то за год до ухода к Оззи Рэнди увлекся классической гитарой, и когда они с Оззи работали в Англии, он брал уроки у профессора Лондонского университета. Ему нравились эти уроки, и он был намерен продолжать в том же духе. Затем он, наверное, начал бы комбинировать рок и классику - это было бы супер-звучание.
Мне очень запомнился один случай - Рэнди приехал домой, это бывало довольно редко, и как-то утром он сказал: "Мам, давай сыграем вместе, бери свою флейту". Он играл тогда в классическом стиле, и я повторяла его мелодии на флейте, мы играли все утро, это было замечательно.
...Меня очень тронули письма его поклонников. Я храню их все. Все его фэны говорили, как Рэнди повлиял на них - не только в музыкальном, но и в личностном плане. Рэнди был скромен, он не походил на пьющий и ширящийся молодняк. У него был свой собственный путь, с которого он не сворачивал - он не сдавался.
Многоплановая музыкальная карьера Скотта Шелли (Scott Shelly) началась в 18 лет, когда он занял место соло-гитариста в Spirit. Он работал с такими музыкантами, как Dan Fogelberg, Boz Scaggs и другими. Кроме этого, Шелии был продюсером и учителем музыки.
Впервые я встретил Рэнди в 1972. Мне было 17 или 18, и тогда я преподавал один день в неделю в одной из музыкальных школ, и один день в Musonia, школе матери Рэнди. Как-то она мне сказала, что ищет учителя для своего 12-летнего сына.
Рэнди был всегда очень уравновешенным. Он знал свои достоинства, но не заносился, он просто был уверен в себе. Был не особенно скромен, но и не выделывался. Мне, как и любому учителю, было необходимо, чтобы он освоил в нужном объеме теорию, основы и т.п. На каждом уроке Рэнди терпел теорию минут 15, а потом говорил "Давай поиграем!". И так на каждом уроке: "А мы можем просто поиграть? Да, я знаю, мне нужно выучить мои гаммы, но давай сегодня просто поиграем!" Однажды я просто пришел к Делорес и сказал, что научил его всему.
В самый первый раз, когда он взял гитару, я понял, что он ее чувствует, и при этом он был достаточно терпелив, чтобы учиться. Помню, у меня была ученица, которая сохла по Рэнди, и однажды она прервала наш урок, а Рэнди рассердился и сказал "Я еще не закончил". Большинство из нас тут же забили бы на музыку, но Рэнди не прервал занятия. Он чувствовал, что до девушек еще дойдет время. Занятия с ним были похожи на дзен-буддизм - не надо было извлекать энергию откуда-то извне, мне просто нужно было позволить ей раскрыться. И Рэнди тогда было всего 12!
Брэд Джиллис (Brad Gillis) занял место в группе Осборна сразу после ухода Берни Торме (Bernie Torme). После гибели Рэнди Торме (приятель Осборна) играл с Оззи на гитаре, пока тот искал постоянную замену. Джиллис играл с Осборном до конца тура 1982 года, и его игру можно услышать на концертном альбоме 1982 года Speak Of The Devil.
В то время я играл в группе Ranger, и мы пытались получить контракт с фирмой грамзаписи. Однажды мой друг Престон Тролл (Preston Thrall) увидел мое выступление в составе местной группы Alameda All-Stars. Мы играли Оззиковскую вещь 'Flying High Again'. Престону понравилась моя игра и он порекомендовал меня Оззи. Мне позвонила Шэрон Осборн и предложила приехать в Нью-Йорк на прослушивание. Я согласился. Мне дали сет-лист, и мне пришлось выучить все вещи за два дня. Когда я приехал в Нью-Йорк, я пошел на шоу Осборна в Madison Square Garden. Тогда с ним играл Берни. После шоу я встретился с Осборном и он захотел услышать мою игру. У меня была с собой гитара, но не было усилителя, поэтому я сыграл несколько вещей насколько это было возможно. Ему понравилась моя игра, и он нанял меня.
Я путешествовал с группой, но на гитаре играл Берни. У меня была запись с концертным выступлением Рэнди, и я старался выучить все его примочки. Когда Берни пришлось вернуться в Лондон, Оззи решил, что я его заменю. Тогда я устроил трехчасовой soundcheck, чтобы сыграть все вещи с группой. Это была единственная репетиция. Первое шоу было в Binghamton, New York - и это было весьма сложно. Я ошибся в одном из переходов, перешел к другой части песни, потом пришлось возвращаться... Но с каждым разом все проходило глаже и глаже. Но вообще, заменить Рэнди - это была самая сложная задача, которую мне приходилось решать. Это была ситуация "сделай или умри".
Если бы я не смог продолжить тур, они бы нашли кого-то другого, но - что меня удивило - никто из гитаристов не рвался занять мое место. Я-то думал, что 10-15 гитаристов уж наверняка будут претендовать, но этого не было. В ходе тура у меня не было никаких напрягов, но мне приходилось мириться с кучей плакатов типа 'Randy Lives On' и подобных вещей. Я играл с группой 5 или 6 месяцев. Я пытался играть соло в стиле Рэнди, но у нас были разные школы, и у меня были проблемы со всеми этими классическими пассажами. Единственное ЦУ, которое дал мне Оззи было - "не пытайся занять его место". Он никогда не пытался заставить меня играть соло так, как это делал Рэнди, но я поступал так. Когда мы играли уже последние концерты в Европе, я узнал, что моя группа получила контракт. Я чувствовал обязательства перед ребятами из группы, и поэтому вернулся в Ranger. Если бы этого контракта не было, возможно я бы продолжил играть с Оззи.
Продюсер Макс Норман (Max Norman) сводил и продюсировал альбомы Blizzard Of Ozz и Diary of A Madman. Здесь он говорит о создании гитарного звука Рэнди. Это интервью состоялось во время микширования альбома Оззи 'Tribute to Randy Rhoads'.
Я встретил Рэнди в Англии в Ridge Farm Studios, где я был штатным инженером. Планировалось, что первый альбом Оззи будет продюсировать Крис Цангаридес (Chris Tsangarides), но Оззи уволил его через неделю. Однажды Оззи вызвал меня и сказал, что хочет, чтобы я делал этот альбом.
Возможно, я был единственным человеком, который мог долго сидеть и слушать Рэнди, и действительно понимать, что происходит. Хотя я значился только как звукорежиссер, фактически альбом продюсировали мы с Рэнди. Рэнди мог сказать мне: "Макс, я хочу, чтобы был вот такой звук", и тогда я пытался получить именно такой звук.
Когда я начал работу над альбомом, была невероятная путаница, потому, что мне пришлось начинать там, где закончил Крис. Но когда мы наконец сделали основные трэки (backing tracks), все остальное пошло очень быстро. Мы закончили этот альбом за полторы недели. После того, как была записана ритм-гитара (rhythm tracks), Рэнди сказал мне: "Мне нужно яростное и действительно необычное звучание для соло". Я спросил, чего точно он хочет и он ответил: "Делай, что хочешь, но чтобы звук был крышесъезжательным". Я пошел, подкурил травки, а когда вернулся в студию, то взял AMS digital delay, и в голову полезли странные мысли [смеется]. Наверное, я был одним из первых, кто использовал AMS для гитары.
В студии Рэнди использовал усилитель 100-watt Marshall с двумя кабинетами. Мы использовали Shure 57's на самом кабинете и два Shure 87's - один стоял в 6-ти футах от усилителя, а второй - в 12-ти. У Рэнди была педаль, которую Оззи прозвал Chip Pan, потому, что он создавала жуткий шум, когда была включена. Ее сделал один англичанин, внутри у нее была MXR-овская начинка и Vox wah-wah. Рэнди не использовал слишком много эффектов. Когда он играл соло, он просто включал свою педаль, и кое-что я добавлял в операторской - типа реверберации через старый Lexicon.
Большинство соло Рэнди прописаны трижды - это можно услышать через наушники. Основное соло идет в обоих каналах, и там еще два дополнительных трэка - один в левом канале, другой в правом. Поэтому соло Рэнди звучат так мощно. При этом учтите, что это никакое не компьютерное дублирование, Рэнди все делал сам. Так как Рэнди стремился к совершенству, он достаточно долго работал над соло, добиваясь желаемого. И когда он получил нужное звучание, он сказал: "Теперь мы его продублируем". Я сказал: "Рэнди, ты уверен, это весьма сложное соло" и он ответил: "Да, это сделает звук мощнее". Сначала я не думал, что он сможет это сделать, но я ошибался (смеется). И когда он продублировал соло, он сказал: "Окей, теперь утроим это". Тогда Оззи отвел меня в сторону и сказал: "Не позволяй ему этого делать", и я ответил: "Пусть делает то, что хочет - у него все прекрасно получается". Единственное, что не прописывалось по нескольку раз - кусочки соло в самом конце песни.
Рэнди обладал обширным знанием в области гамм, и это было удивительно. Не только аккордовые ходы, но и отдельные ноты, которые он брал, звучали превосходно. Большинство гитаристов, играющих через шумный Marshall, не способны чисто сыграть все эти переходы, но Рэнди всегда звучал прекрасно. Он очень много импровизировал, когда мы делали второй альбом [Diary of A Madman], но при этом его звук в целом был не слишком "прилизанным". У нас не слишком заладились отношения с Jake E. Lee, когда мы делали третий альбом Оззи [Bark At The Moon]. Джейк хороший гитарист, но он не чувствует специфику студийной работы. Еще его плющило то, что ему пришлось заменить Рэнди, поэтому нам пришлось потратить на него много времени.
Большинство соло Рэнди были подготовлены еще до того, как он входил в студию. Он не был особенно разговорчив - просто сидел, курил, играл на гитаре. Если вы пытались заговорить с ним, когда он играл, то получали ответ секунд через 30. Ван Хален (Van Halen) был одним из немногих гитаристов, о которых упоминал Рэнди. Однажды я спросил, какие гитаристы ему нравится, и он ответил: "Мне нравится Эдди Ван Хален". Я никогда не видел, как играет Эдди, поэтому, когда Рэнди начал играть тэппинг, это было совершенно ново для меня. При этом Рэнди не копировал Халеновские фишки, он просто пробовал новые идеи. Рэнди раскрылся примерно на 80% ко дню своей смерти. Жаль, что он не достиг своего пика.